Вверх страницы
Вниз страницы

Marvel: Legends of America

Объявление


Игровое время - октябрь-ноябрь 2016 года


Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Marvel: Legends of America » Прошлое » [20.03.1990] Ученье — свет, учительство — похуже


[20.03.1990] Ученье — свет, учительство — похуже

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Дата:  20 марта 1990-го года
Место и время: одна из лабораторий в Институте Ксавье
Участники: Henry McCoy, Lorna Dane
Описание: некоторые молодые мутанты не просто плохо контролируют себя, они вообще не могут совладать со способностями. И если уж попал под обвал - как кирпичей семейного поместья, так и шквал вопросов о старом знакомом по Кубе - будь готов, что классическая педагогика зачастую совершенно не умеет понимать девочек-подростков.

[AVA]https://pp.vk.me/c626330/v626330533/12bb5/dywdkhFjZmA.jpg[/AVA]

0

2

Лично для себя Хэнк выделил несколько критических точек семестра, в которые преподавание становилось не то, что проблемным, но и  почти невозможным. По крайней мере, для обычного человека, но доктор МакКой таковым не был, так что приходилось фокусировать все свое (почти безграничное, к слову) терпение и продолжать начинять юные сверхъестественные умы информацией, которая должна пригодиться им в дальнейшем. По правде говоря,  порой Зверь перечитывал учебный план, утвержденный Чарльзом и искренне не понимал, зачем в втискивать в головы несчастных подростков столько разнообразной информации вместо того, чтобы сделать, наконец, полноценное разделение по специализациям. Что-то подсказывало ученому, что дело здесь не столько в уверенности Ксавьера в том, что дети эволюции должны быть очень разносторонне образованы, а в том, что преподавательский состав физически не мог разорваться на обслуживание нескольких факультетов.
Словом, несложно догадаться, что 20 марта был одним из именно таких, пиковых дней, когда впитывать знания уже всем надоело, одних весна вгоняет в традиционную хандру, других наоборот заряжает неуемной активностью, к сожалению, не слишком похожей на страсть к углубленному познанию естественных наук. Точнее, как раз, естественные науки, быть может, в деятельности таких студентов и мелькают, но явно исключительно прикладные с сугубо эмпирическим аспектом изучения тех или иных аспектов... Анатомии и физиологии, как правило, а это уже не входило в актуальную для этого курса программу.
- На протяжении многих часов мы рассматривали процессы, управляющие поведением животных, как внешние, так и внутренние, и пришли к мысли о том, что мотивация живых существ укладывается в набор специфических паттернов, сложившихся в результате эволюции и передающихся по наследству. Их мы называем инстинктами. Как нам известно, высшие приматы и человек также входят в царство животных, однако наступает момент, когда мы уже не можем говорить об инстинктах, рассматривая высшую нервную деятельность этих существ. Я со всей ответственностью декларирую одну весьма простую, но провокационную для многих, не только студентов, но и ученых мужей парадигму, которая гласит :"Говоря о поведении высших приматов и homo sapiens некорректно оперировать понятием "инстинкты". Однако провокационная она ровно до тех пор, пока мы не попробуем разобраться, что же за ней стоит, - пространно рассказывал Генри, удобно устроившись в преподавательском кресле. Перед глазами он предпочитал без лишней надобности не мельтешить, - Нас всех занимает вопрос, чем с биохимической точки зрения является мотивация. В основе концепции инстинктивного управления жизнью лежит действие тех или иных гормонов в ответ на внешние условия, однако почти все, кто трактует это с традиционной точки зрения допускают непростительную фундаментальную оплошность, - Он зачем-то встал, прошел между рядами и поймал висящий в воздухе винт, извлеченный, вероятно, из стула или парты, и спрятал в карман пиджака.
- Они упрощают систему, низводя ее до набора простых двухкомпонентных закономерностей. В цикле статей Вольфа Кицеса о двухфакторной теории мотивации Синглера-Шахтера и моторной теории эмоций Экмана и Фризена, которые вы должны были изучить на досуге и выписать основные тезисы, есть хорошая иллюстрация того, что рассматривая любые поведенческие закономерности высших приматов и людей необходимо учитывать, что  эндогенные факторы задают только общее возбуждение, тогда как характер переживания специфицируется самой ситуацией, его эмоциональная окраска определяется тем, как мы распознаём и определяем ситуацию, породившую переживание.  В обоих случаях переживаемые чувства не являются «нашими собственными»: их всегда «вкладывает» среда и ситуация, а фактически социум, сталкивая нас в разные моменты жизни с разными категориями социальных факторов, а мы "соглашаемся" на это "вложение" или отвергая его, реагируя на "столкновение" теми или иными лицевыми экспрессиями и другими внешними проявлениями чувств.
Поэтому упорное желание публики связать биохимию со спецификой соответствующего поведения (вроде «тестостерон - гормон агрессии», «окситоцин - вещество любви и социальной привязанности», варианты МАОА назвать «геном ярости» и пр.) не имеет под собой оснований. Окситоцин может стимулировать дружелюбие и привязанность, а может и наоборот, недоверие с подозрительностью-враждебностью, как тестостерон опосредует и конкуренцию и кооперацию. Выбор же между первым и вторым во всех случаях задан социальным контекстом, а не генетикой, предполагающей жесткий набор поведенческих установок и паттернов. - названия гормонов размашистым почерком появились на доске.
- Мисс Дэйн, не подскажите, какой из этого можно сделать вывод помимо очевидной мысли о том, что с инстинктами у высших животных не все так просто?
[AVA]https://forumavatars.ru/img/avatars/0016/ac/29/190-1452545846.jpg[/AVA]
[STA]Let's eat trash and get hit by a car.[/STA]

+5

3

К изучению науки — как, впрочем, и доброе большинство населения планеты — Лорна относилась очень просто: учила то, что нравилось и чего хотелось. Шаг вправо и шаг влево организмом отвергался рьяно, с напускной паранойей, словно вредносную бациллу; ей нравилась социология и она обожала философию, особенно близка сердцу была география, но вот генетика полыхала сине-мохнатым пламенем на горизонте и вводила в ступор.
Учитывая порядки в школе Ксавье и наличие соседки, от жалобного вида и шмыганья носом "я скучаю по маме с папой и не могу выучить названия гормонов" Лорна благоразумно отказалась, и принялась бессовестно списывать у Джин.
Ей всего-то и требовалось для конспирации, что аккуратный каллиграфический почерк перенести в систематические схемы-кружочки-овалы крупными размашистыми буквами, добавить неприличные рисунки на поля и вставить то туда, то сюда крепкие словечки.
В итоге тетрадка с инопланетной высадкой на кукурузном поле и иллюстрированным пособием по медовому месяцу инфозурии туфельки и водоросли, красным подчеркнутым "чертова" в отношении "хромосома", возвращалась к хозяйке с твёрдой четверкой.
Больше "Β" ей и не требовалось.

И хотя Институт принимал доброжелательно, мягко и нарочито радушно, Лорна чувствовала себя безумно одинокой. Она тяжело переживала новость о своём удочерении и потенциальном родстве с Магнето, никак не хотела мириться с мыслью, что она мутант, замыкалась в себе с каждым днём все больше и больше, а страх выйти из под-контроля и обрушить стены здания, погребая под обломками учителей и учеников, выливался в невообразимые шалости.
Сегодня же никакие потехи над Саммерсом-младшим, или же подсыпание кислотно-розового красителя в обеденный суп, не могли вывести мрачное настроение из зеленовласки; мартовский день выдался на удивление тёплым, пылинки в венском вальсе кружились в потоках света, шушуканья и перебрасывания записочками достигли своего апогея, а Лорна молча глотала обиду и пыталась выбросить из головы а) вчерашнюю ссору с родителями "ты-не-хочешь-с-нами-общаться" (мама, я запросто могу вас всех убить — если сброд степфордских жён не объявится на пороге с вилами пораньше); б) стычку с Питером МакДермоттом, мерзким валуном в натуральном смысле слова, со способностью принимать каменную форму, заводилу типичных рок-н-ролльщиков, от которых веяло дешёвыми золотыми цепями в стиле Элвиса и тошнотворным бриолином. И если пережить новую размолвку с семьей казалось реальным, то избавиться от душащих слёз и обидных слов в адрес по типу "истинная дочь своего отца" и "шуруп от шурупчика недалёко катится" оказалось нелегко.
Тем более обижал факт, что чёртов МакДермотт обозлился на неё недавно и пополнил ряды недоброжелателей "идет-отпрыск-Леншерра"; когда недели с три назад, выкрадавая запасы виски из учительской для студенческой попойки, Лорна наткнулась на крайне пикантную сцену между ним и Карлосом, слабым телекинетиком.

И именно поэтому мелкие металлические предметы, включая винтики из-под стульев, скрепки и точилки, периодически взмывали в воздух, Лорна же честно не замечала, как тёмный сгусток энергии в области солнечного сплетения затягивал хозяйку в омут гнева; она крепко сжимала костяшки пальцев и старалась углубиться в книгу, которую прятала на коленках.
Когда профессор МакКой оказывался в непосредственной близости, Джин пихала её локтём под бок и отрывала от созерцания расплывчатых букв; Лорна перескальзывала взглядом на открытый учебник, делала усердный вид, а затем вновь опускала подбородок на пару сантиметров.
В конце концов, весенняя жара и монотонный голос Хэнка утомили девчушку, и она полностью растворилась в уже более отчетливых строчках «Теоретических основ обработки геофизической информации» Клерборта Джона.

Мухи жужжали где-то над ухом, зевки и термины сливались в непонятный поток информации, а Дэйн уже давно не было в классе.
«Поле почти однородно. Некоторые сгущения и разрежения изолиний объясняются наличием повышенной или уменьшенной плотности горных пород. Для извлечения большей информации из почти однородных физических полей используют методы преобразования поля. Такими методами являются: - осреднения поля с ограниченным окном, которое перемещается по всей карте поля; - Вычисление остаточных аномалий как разницы между измеряемым...»
Из напряженного раздумывания её вырвал острый пихок под бок; пространство над почкой заныло, а Джин активно жестикулировала глазами (насколько это вообще возможно). Зверь возвышался прямо над партой и испытывающим взглядом ожидал ответа.
Краем уха Лорна уловила только последние отрывочные фразы из лекции, тут же вздернула подбородок, машинально прикрыла пальцами название книги, подняла голову и очаровательно улыбнулась профессору (правда вышла типичная эриковская акулья ухмылка):
— Очень простой, профессор МакКой; когда вчера мистер МакДермотт обсасывал и облизывал физиономию Карлоса Глендера за стенами школы в розовых кустах, это обуславливалось не столько биохимическими реакциями и цепочками эндорфинов-серотинов-кортиколерина, а социальным контекстом, в которой бы вылилась, или который бы обернул в одеяльце определенного характера, сей акт.
По классу прокатились смешки, охи-вздохи и нарастающий гул сплетен, а Лорна так и продолжала дурочкой хлопать ресницами, внутренне чуть ли не отплясывая лампаду.
Её честь была отомщена. Почти. Вид МакДермотта совершенно не вселял надежды на покорное согласие с конфликтом, и Лорна приготовилась. 

[AVA]https://pp.vk.me/c626330/v626330533/12bb5/dywdkhFjZmA.jpg[/AVA]

+5

4

В усталом и мудром взгляде доктора МакКоя ясно читалась одна вполне очевидная мысль: "Если бы я вовремя вспомнил, что ты такой левополушарный ребенок, я бы выбрал другую жертву!" Надо было давно бросить вести с Лорной подобие окопной войны на своих уроках, но он почему-то продолжал. Во-первых, ему было цинично интересно, что она сможет выдать в очередной раз. Не даром ее домашняя работа время от времени зачитывалась в учебной части вслух, а некоторые особенно меткие определения из категории "гребаные микроорганизмы" надежно осели в неформальном общении преподавательского состава в качестве внутренних мемов. Если бы мисс Дэйн знала, она могла бы собой гордиться. Во-вторых, Зверь хорошо знал, что лень и осознанное нежелание связываться с чем-либо - верные двигатели прогресса. Так что, чем старательнее Лорна раздраженно пытается сосредоточиться на постороннем учебнике, который не соответствовал профилю занятия, тем больше полезного из него почерпнет. Хэнк в совершенстве владел методикой "не мытьем, так катаньем".
С Джин же, которая, судя по всему, была активной соучастницей, все было несколько сложнее. На нее МакКой возлагал особые надежды, а потому за судьбу ее знаний не беспокоился. А небольшой бунт против системы только показывал, что у девочки не было существенных проблем с социализацией и лишней зацикленности на всеобщей дисциплине.
- По крайней мере, мисс Дэйн, меня искренне радует, что ваше неуемное желание острить помогает вам усваивать информацию, которая может пригодиться в этом деле. Но, как водится, есть нюансы. Во-первых, мы не знаем всех исходных данных, уважая, - он особенно подчеркнул это слово, - тайну личной жизни кого бы то ни было, а потому не можем точно сказать, какая из обширного спектра причин могла послужить возникновению подобного влечения. Является это влечение естественным или социально обусловленным - дело только мистера МакДермотта и мистера Глендера. Во-вторых, раз уж ваш пример провалился, то я думаю, что вы можете подумать чуть лучше и написать нам к следующему занятию эссе о сексуальном поведении, позиционировании и ориентации с тремя новыми примерами того, когда формирование подобных отношений является больше биологическим и когда больше социальным, воспользовавшись трудами Игоря Семеновича Кона, список которых я выдам вам на перемене. А сейчас вы не поделитесь с нами плодами своего домашнего труда? Какие тезисы вы вывели из статей Вольфа Кицеса? Можно устно, своими словами, ведь нет ничего лучше естественного полета ученической мысли.
Возможно, он перегибал. Но Лорна первой переступила грань этики в своем беспощадном желании публично унизить обидчика.

*шпаргалка
[AVA]https://forumavatars.ru/img/avatars/0016/ac/29/190-1452545846.jpg[/AVA]
[STA]Let's eat trash and get hit by a car.[/STA]

Отредактировано Henry McCoy (2015-10-11 15:17:43)

+5

5

"Это нечестно!"
Лорне хочется плакать и она волком окатывает профессора МакКоя уничтожающим взглядом. Это она жертва! Это её МакДермотт поливает грязью на переменках, это её он грубо задевает плечом, это он шушукается и продолжает распускать про неё мерзостные слухи!
"Это нечестно!" — хочется закричать Лорне, но вместо этого она поджимает губы. Питер откровенно издевается над ней, она это фибрами души чувствует. Радуется, скотина. Но ничего, она отомстит — её не остановят ни отвратительное поведения профессора МакКоя, который обращает внимание только на публичные высказывания, а на остальное наплевать; несправедливость социума её тоже не остановит. Но потом, сначала она зачтет.
— Как скажете, — резко отвечает девчушка и рывком открывает тетрадку. Поля, покрытые цитатами из песен The Offspring, сменяются листом домашнего задания; Лорна вбирает побольше воздуха в лёгкие и начинает.

—Лекция Вольфа Кицеса, приписка: разобрать этот бред на тезисы.
Тезис первый: все эти долбанные уверения в том, что за наше отвратительное и мерзкое поведение, или же слюнявые лобызания, отвечают цепочки гормонов имеют под собой столько же оснований, сколько поверье, что "Божий дар" и "талант" наследуется генами; иными словами, очередные враки. Все штучки-дрючки в нашей кровеносной системе и прочих органах никогда не мотивируют нас пойти и дать в рожу; они лишь вызывают агрессию и недовольство. То есть мы можем пойти и дать в рожу кому угодно. А вот социальные факторы определят, пойдем мы и дадим  в рожу доброжелательному самаритянину, или же дадим в рожу чуваку с байком и татухами, который мучает кошек.
Тезис второй: все наши чувства, которые направляются на содействия и вызывают конфликты, навязываются обществом. Это почти как Вьетнамская война, только круче; судить тебя за отступление будет не трибунал, а все на свете. Поэтому при изучении влиянии гормонов на наши непонятные телеса и не менее дряхлые серые вещества, будут определятся...

Несколько скрепок и гвоздиков пролетают мимо уха Лорны; она настолько сосредоточена на тексте в тетрадке, так сильно сжимает кулаки, что совсем не замечает окружающего.
— Посмотрите! — хохочет ободрённый реакцией учителя МакДермотт, — наш личный Магнето, кажется, готовится к новой демонстрации! Скажите, мисс Леншерр, а стадион вы когда на Институт обрушите? И скоро ль нам знать, кого именно вы из нас отправите с великой миссией...
— Заткнись! — Лорна ударяет кулаком по столу и вскакивает; растрепанные волосы колыхаются на ветру, — заткнись немедленно! Я не дочь Эрика Леншерра! У меня есть родители!  Собственные! А ты... — она тут же осекается и виновато тупит взгляд, чувствуя, что урок уходит совершенно не туда; она замечает, что неосознанно поднимает в воздух точилки, ручки и прочие небольшие металлические вещички. Раздается грохот; это предметы возвращаются на свои законные места и катятся по полу.
Ученики, притихшие и с интересом наблюдающие за перепалкой (только поп-корна им не хватает), выдыхают.
Никакие сериалы смотреть не надо.
[AVA]https://pp.vk.me/c626330/v626330533/12bb5/dywdkhFjZmA.jpg[/AVA]

+2

6

"Это нечестно", - хотелось бы заявить Генри в ответ на столь красноречивые взгляды. Он ведь не давал никакого повода устраивать на своем занятии балаган с высокой целью уязвить противника.
"И далеко не все парни с татухами и на байках мучают кошек", - также про себя уточнил МакКой, перехватывая мелкие металлические предметы, летящие над ухом девочки. Не лучший вид осадков в полном классе скучающих подростков, между которыми расцветают конфликты. По мере того, как она заканчивала излагать свой ответ, обстановка в аудитории все дальше и дальше выходила из-под контроля. Хэнку уже давно очень хочется и самому постучать кулаками по столу, поорать на распоясавшихся учеников. У него нашлись бы ласковые слова для каждого, но на подобное у него никогда не было и не будет права.
"Черт возьми, меня хоть раз спрашивали, устраивает меня преподавательская деятельность вообще? Хотел ли я?" - нередко думал Зверь в такие моменты, которых было не счесть. То ли к педагогике у него был уникальный антиталант, то ли дело было в его мягкости и почти болезненной интеллигентности, которую многие дети принимали за слабину и активно пытались пробить, то ли дело, все же, было в самих воспитанниках, чуть более особенных, чем остальные дети. В любом случае, выбора у него не было. Подбор кадров был для школы Профессора одной из самых серьезных проблем.
Он дождался, пока класс более или менее затих и тактично кашлянул.
- Отличная работа, мисс Дэйн. Пусть вы и используете спорные формулировки, я, по крайней мере, уверен, что вы не только прочитали заданное, но и сделали из этого правильные выводы. Можете вернуться к изучению геофизики, я вас сегодня более не потревожу, - под конец фразы он стал удивительно умиротворенным.
- Мистер МакДермотт, встаньте, пожалуйста. Во-первых, если вы считаете, что этическая ошибка человека, с которым у вас разногласия, дает вам право выкрикивать на лекции без разрешения, то я думаю, что также никакого труда вам не составит публично извиниться перед мисс Дэйн. Если же установление адекватных взаимоотношений в коллективе не в ваших интересах, то я должен буду поднять вопрос об организации травли, обстоятельно с вами побеседую с глазу на глаз, будем говорить на том языке, который вам понятен и которым вы не гнушаетесь пользоваться. У меня после занятий огромное количество свободного времени, я буду просто счастлив провести его в вашей компании и послушать ваши размышления о семейных связях прочих учеников, которые вас почему-то болезненно волнуют. Ну, и в третьих, будьте так любезны, займитесь уборкой вещей, которые оказались не на своих местах из-за ваших провокаций. Кстати, возможно, это станет своеобразной традицией, если вы намерены и дальше выводить из равновесия своих товарищей.
[AVA]https://forumavatars.ru/img/avatars/0016/ac/29/190-1452545846.jpg[/AVA]
[STA]Let's eat trash and get hit by a car.[/STA]

+2

7

Под тяжелым, мудрым и беспринципным взглядом Хэнка Лорна вернулась на своё место, задвинув стул. Щёки у неё пылали алым, губы превратились в тонкую полоску, скулы свело, а копна волос в мартовском весеннем свете вспыхнула изумрудами. Сейчас, впиваясь ногтями в мягкую поверхность ладони, она отчаянно старалась побороть желание наброситься на хренова МакДермотта и не выцарапать ему глаза. Плевать, что способности другие.
Сам же виновник, раздраженно фыркнув, но заметно сконфузившись, обернулся к девчушке и угрюмо, как по бумажке, отчитался:
— Извини, Лорна. Я не хотел обидеть тебя или задеть. Мне очень жаль, что я сравнил тебя со всемирно известным террористом, ты уж прости, сходство поразительное.

"Хотел, ублюдок!" — кричало сознание. Конечно же ты хотел! И последняя фраза явно подтверждала скудные догадки. Но Лорна, уже чуточку подостывшая, примирительно махнула рукой. В конце концов, если она продолжит этот препирательства, слухи участятся, и поводов для подколок будет больше. Лорна отчаянно старалась наладить дыхание, сосредоточиться на предмете и забыться, потому что пульсирующая венка на шее означала одно: больные мозоли продавлены, ещё чуть-чуть — и грянет взрыв.
— Аминь, — отпускает она с Богом обидчика и, дождавшись окончания своеобразной уборки, шепчет Джин спасибо, раскрывает всё те же «Теоретических основ обработки геофизической информации» Клерборта Джона и погружается в увлекательное чтение.
А саму лекцию она потом скатает у рыжей соседки.
[AVA]https://pp.vk.me/c626330/v626330533/12bb5/dywdkhFjZmA.jpg[/AVA]

0

8

-Итак, раз уж вы все равно превратили наше милое мероприятие в балаган, то давайте отвлечемся от всей той фигни, что написана в ваших учебниках и поговорим наконец как взрослые люди. - Закончив эту фразу, Хэнк открыл окно, уселся на подоконник, прислонившись спиной к оконному косяку, и принялся, ни на кого конкретно не смотря, болтать свободной ногой, сразу было понятно, что разговор ожидался серьезный.

- Так вот, как вы думаете зачем я вас всему этому учу? Риторический вопрос, не отвечайте. Так вот простейший ответ: я не знаю. Вернее знаю конечно, что бы вы получили школьное образование, что бы где то один бюрократ выписал бумажку о том, что вы взрослые самостоятельные люди потому что знаете к какому классу относятся дельфины. Грустная ирония в том, что это не так. Это не сделает вас взрослыми самостоятельными людьми. Субъективно я считаю, что неплохо бы что бы вы все знали и помнили то, что я вам здесь рассказываю, объективно же... Ну объективно большинство из вас очень скоро все это забудет и ни разу об этом в своей жизни не пожалеет, и если бы те из вас, кому это не интересно, не нужно, кто не собирается получать последующее образование в этой области... Ну вы поняли. Так вот если бы все эти люди занялись чем то полезным, вместо того что бы делать вид, что они меня слушают, то это было бы эффективнее. Госпожа Лорна вот например книжку читает. Тем не менее школьная система построена так, что вы все должны это знать, так что не думайте, что вы у меня так легко отвертитесь, многое вы конечно потом со спокойной душой забудете, так что КПД от этого будет не сильно высок, но не я устанавливаю правила по которым мы все играем. Школьная система вообще не совершенна, мало того что она не учит вас реально полезным для взрослой жизни вещам, вроде того как платить налоги или введению в теорию игр например, так информация в ваших учебниках вообще зачастую не соответствует действительности. Что то уже успело устареть, что то слишком упрощено, и система ожидает, что вы эти несовершенные знания понесете дальше, и потенциально будете ими пользоваться. И вот это дамы и господа уже страшно. Вы вероятно в дальнейшем будете обновлять знания связанные со своей профессиональной сферой, остальное же возможно лучше сразу же забыть, или хотя бы отдавать себе отчет в несовершенстве своих знаний. Нормально чего то не знать и понимать это, ненормально что то не знать и быть уверенным в обратном. Собственно говоря единственное однозначно полезное знание которое я могу вам дать, это знание о том, что всю получаемую информацию надо проверять. Вот вам наглядный пример.

-Буквально пять минут назад я сказал вам, что влияние окситоцина на поведение определяется исключительно социальным контекстом. А что если это не совсем так? Ирония опять же в том, что я не знаю. Меня учили первому варианту, ваши учебники тоже отчасти склоняются к нему, но в последнее время появились определенные доказательства против этого. Исследования подобных механизмов в целом и на людях в частности результаты дают зачастую неоднозначные, так что я просто пока не знаю точного ответа на этот вопрос. Вам мне тем не менее нужно что то по этому поводу сказать, так что мне пришлось выбирать, но раз уж мы об этом заговорили, то давайте рассмотрим и другую теорию.(1)

Давайте предположим, что воздействие окситоцина  зависит не только от социального контекста, а все таки детерминировано генетически хотя бы отчасти. И в конечном счете почему бы ему таким не быть? Окситоцин и некоторые другие гормоны оказывают сходное же воздействие на животных, так что можно предполагать, что данная система эволюционно появилась несколько раньше, чем то что принято называть человеческим социумом, и в таком случае этот эффект у грызунов например вряд ли можно объяснить влиянием некого "социального контекста". Можно ли это проверить на людях? Безусловно можно попробовать. Будут ли результаты однозначными? Ну не раньше, чем наберется достаточная доказательная база, итак. Вот есть исследование от голландского профессора Carsten K. W. De Dreu и его команды. И что же они сделали, а сделали они...

Хэнк нехотя слез с подоконника, извлек из стопки журналов "Science" нужный, и раскрыв его принялся не менее занудно зачитывать от туда статью.(2)

Для проверки этой гипотезы они провели три эксперимента. Все они проводились на мужчинах. За полчаса до начала эксперимента каждый испытуемый должен был закапать себе в нос выданный ему препарат. В половине случаев это был раствор окситоцина, в половине — плацебо.

В первом эксперименте всех участников разделили на команды по три человека. Команды попарно участвовали в экономической игре, основанной на классической "дилемме заключенного(4)". Каждому игроку выдали по 10 долларов(3), и он должен был по своему усмотрению разделить эту сумму на три части. Первая часть доставалась ему целиком, вторая шла в "общественный фонд", третья — в "межгрупповой фонд". За каждый доллар, внесенный в общественный фонд, все три члена команды получали по 0,5. Таким образом, максимальный общий выигрыш достигается в том случае, если игроки отдадут в общественный фонд все свои деньги: тогда каждый заработает по 15 долларов. За каждый доллар, внесенный в "межгрупповой фонд", все члены команды тоже получали по 0,5; кроме того, у каждого игрока другой команды отнимали такую же сумму. Вкладывание денег в общественный фонд рассматривалось как показатель "внутригрупповой любви". Деньги, внесенные в межгрупповой фонд, служили мерилом "межгрупповой ненависти".  После введения плацебо 52% испытуемых больше всего денег оставили себе (проявили "эгоизм"), 20% самую большую сумму внесли в общественный фонд ("любовь к своим"), 28% отдали предпочтение межгрупповому фонду ("ненависть к чужим"). Под действием окситоцина только 17% участников поступили как "эгоисты", 58% проявили "любовь к своим", 25% — "ненависть к чужим". Обработав полученные результаты несколькими статистическими методами, авторы заключили, что окситоцин усиливает "внутригрупповую любовь", но не влияет на "межгрупповую ненависть".

Кроме того, испытуемых попросили оценить, чего они ожидают от своих партнеров по команде и от противников в этой игровой ситуации. Их ответы позволили понять, как влияет окситоцин на доверие к своим и недоверие к чужим. Оказалось, что доверие к своим (то есть ожидание альтруистического поведения с их стороны) резко возросло под действием окситоцина. Недоверие к чужим, то есть ожидание подлости с их стороны, не изменилось.

Эти результаты показывают, что окситоцин по-разному влияет на отношение к своим и чужим. Если бы люди под действием окситоцина в равной степени "добрели" по отношению ко всем окружающим, то следовало бы ожидать, что ненависть и недоверие к чужим снизятся. Но этого не произошло. Окситоцин улучшил отношение только к "своим". Это подтверждает гипотезу о том, что окситоцин стимулирует именно парохиальный альтруизм, а не альтруизм вообще.

Известно, что люди сильно различаются по своей склонности к альтруизму и кооперации. Может быть, окситоцин по-разному влияет на людей с разным характером? Чтобы выяснить это, был поставлен второй эксперимент. Он отличался от первого только тем, что всех участников в начале протестировали, чтобы определить их склонность к альтруизму, и разделили по результатам тестирования на "эгоистов" и "альтруистов". Оказалось, что окситоцин влияет на обе группы одинаково: как у альтруистов, так и у эгоистов введение окситоцина усилило любовь и доверие к своим, но не повлияло на отношение к чужим.

Первые два эксперимента показали, что склонность к немотивированной (не приносящей выгоды) агрессии против чужаков под действием окситоцина не усиливается. Но, может быть, окситоцин будет стимулировать агрессию, если у игроков появится возможность нажиться за счет противников? Кроме того, в первых двух экспериментах у игроков не было возможности защититься от агрессии со стороны другой команды. Может быть, окситоцин способствует принятию превентивных мер, своего рода упреждающих ударов, целью которых является защита группы от внешнего врага?

Чтобы ответить на эти вопросы, был поставлен третий эксперимент,, в котором каждый игрок должен был от лица своей команды решить, будет ли он сотрудничать с командой соперников. Представитель второй команды, со своей стороны, должен был принять такое же решение. При этом игроки ничего не знали о решениях, принятых другими игроками.

Распределение выигрышей строилось, как и раньше, по принципу "дилеммы заключенного", только на этот раз речь шла о сотрудничестве между командами, а не между членами одной и той же команды. Если представители обеих команд выражали готовность сотрудничать, все получали по 1 доллару. Если оба представителя отказывались сотрудничать, все получали по о,6. Если игрок отказывался сотрудничать, а представитель другой команды соглашался, то первая команда оказывалась в выигрыше. Величина этого выигрыша могла быть большой (члены первой команды получали по 1,4) или маленькой (1,1). Манипулируя этим показателем, исследователи могли выяснить, в какой степени влияет на решения игроков жадность, то есть желание обогатиться за счет противников. Если игрок соглашался сотрудничать, а представитель другой команды отказывался, то первая команда оказывалась в проигрыше, который мог быть большим (члены команды получали лишь по 0,2) или маленьким (о,5). Сравнение этих вариантов позволяло оценить влияние страха, или желания защитить себя и свою команду от возможных враждебных действий со стороны противников.

Оказалось, что окситоцин повышает частоту "актов агрессии" по отношению к соперникам (то есть отказов от сотрудничества, что всегда ущемляло интересы противников), но не всегда, а только если такое поведение мотивировалось страхом, то есть желанием защитить группу. Окситоцин не стимулировал враждебность к чужакам под действием жадности, но стимулировал ее под действием страха.

Эти выводы подтвердились результатами опросов испытуемых после игры. У участников, находившихся под действием окситоцина, выявилась повышенная готовность нанести "упреждающий удар" по соперникам, чтобы защитить команду от агрессии с их стороны. Без окситоцина стремление к таким действиям было выражено слабее. Окситоцин, однако, не усилил у игроков желание навредить соперникам из соображений "жадности", то есть для того, чтобы поживиться за их счет. Кроме того, окситоцин в этой игре, как и в первых двух экспериментах, повысил доверие к своим, но не повлиял на степень недоверия к чужим.

Исследование показало, что парохиальный альтруизм действительно находится под контролем окситоциновой системы. Окситоцин улучшает отношение к своим и готовность их поддерживать и защищать, но не меняет отношения к чужакам. Окситоцин может даже стимулировать агрессию, но только в том случае, если она имеет характер "упреждающего удара" и направлена на защиту своей группы от возможных враждебных действий со стороны соперников. Окситоцин, однако, не вызывает у людей желания навредить чужакам "просто так", без всякой выгоды для себя, и не стимулирует агрессивные акты, основанные на корыстных мотивах. Иными словами, окситоцин может провоцировать "оборонительную", но не "наступательную" агрессию.

Он закончил чтение и вновь обратился к аудитории:"Да, все еще можно аргументировать это исключительно социальным влиянием, и что исследуемая выборка была не очень большая и прочее и прочее, однако не стоит забывать что сходные же эффекты, когда одно и тоже вещество в одних случая провоцирует агрессию, а в других наоборот наблюдаются как выяснилось например и у грызунов.  В любом случае дальнейшие эксперименты я уверен прояснят этот вопрос, а пока на этом весьма наглядном примере постарайтесь запомнить, что любую получаемую информацию следует перепроверять, если есть такая возможность, даже если источник выглядит авторитетным".

PS

1. я НЕ был согласен с утверждением высказанным предыдущим игроком в предпоследнем абзаце поста №2(пост №1 технический), однако для сохранения иллюзии логичности эпизода я вынужден разыгрывать вместо этого некоторый скепсис.

2.Последующий кусок взят из книги Александра Маркова "Эволюция человека том 2. Обезьяны, нейроны и душа". за которую ему огромное спасибо. Сама же статья скрыта пейволом, но по моему тут есть более поздняя версия того же исследования(я правда только абстракт прочитал, могу ошибаться, но полагаю никто не полезет это читать энивей.).

3. В статье на самом деле речь идет о евро, но у нас тут 1990 год так что.

4.Дилемма заключенного.

Отредактировано Hank McCoy (2016-01-31 05:00:07)

+1


Вы здесь » Marvel: Legends of America » Прошлое » [20.03.1990] Ученье — свет, учительство — похуже


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно